17 июля 2012г.

Интервью И.Созонова порталу «МегаФон-Спорт»

Созонов: в бадминтоне никаких чудес не бывает

Кристина Колесникова, "МегаФон Спорт", 17 июля 14:45

О переезде в Москву, победах и первых слёзах после проигрышей, математике и рейтинге бадминтона, олимпийских мечтах и рецепте борьбы с депрессиями – в интервью Ивана Созонова, бадминтониста сборной России.


Иван Созонов (Александр Багдатьев)

Новоиспечённый олимпиец Иван Созонов отправляется на свои первые в жизни Олимпийские игры. В свободное от тренировок время Иван зачитывает до дыр Ремарка, мечтает о Париже, играет в нарды и слушает блюз. Но свободных минуток у спортсмена олимпийской сборной России по бадминтону катастрофически мало, что, впрочем, вполне естественно – на кону главный старт четырёхлетия. В преддверии главного турнира в жизни, как отмечает сам спортсмен, Иван Созонов нашёл возможность встретиться с корреспондентом "МегаФон Спорт" и рассказать о первых слёзах спорта, волевых победах, олимпийском пьедестале и самообладании в кризисных ситуациях.

 

- Иван, вас наверняка часто спрашивают о начале вашего спортивного пути. Мы отойдём от этой традиции и попробуем определить основные вехи развития: самые значимые победы, тренеры, партнёры, которые изменили ход вашей спортивной истории.

- Думаю, первым событием, серьёзно повлиявшим на мою дальнейшую судьбу, был переезд в Москву в2004 году. Я родился и жил в Екатеринбурге, учился в очень сильном лицее с физико-математическим уклоном. Параллельно, конечно, занимался бадминтоном. В мае 2000 года я принял участие в первых крупных соревнованиях в масштабе страны - первенстве России среди игроков до 11 лет. Тогда же получилась и первая серьёзная победа, и первое досадное поражение: сначала я проиграл финалы в одиночном и парном разрядах. Помню, ревел тогда безумно, но микст всё-таки выиграл. Это были первые и последние соревнования, когда я плакал после проигрыша. В следующий раз титул победителя по своей возрастной группе упустил года через три. На тот момент мне было лет 13, плакать было уже непозволительно. "Плачут только девчонки", - так говорили мои ровесники тогда.


Владимир Иванов и Иван Созонов: "Не расстраивайся, дружище" (Александр Багдатьев)

С каждым годом нагрузки в школе становилось всё больше, совмещать учёбу с тренировками становилось всё труднее. Порой меня не отпускали на соревнования, поэтому приходилось приносить из больницы справки о том, что я был чем-то болен в это время.

В начале 2000-х один из моих первых тренеров перебрался в Москву и организовал первый профессиональный бадминтонный клуб. После моего выпускного в 9-м классе папе позвонил тот самый тренер и дал час на размышления и принятие решения: едем мы в Москву или нет. Он звонил и год назад, приглашал ещё тогда перебраться в столицу, но папа меня не отпустил.

В итоге встал выбор: школа, институт и какая-то работа в родном Екатеринбурге или переезд, перспектива жить одному в юном возрасте и карьера спортсмена. Мы решили, что вернуться я всегда успею, а такой возможности попробовать себя в спорте может больше не представиться. В сентябре 2004 года я переехал в Москву, где и по сей день стучу по волану. То лето, наверное, и изменило мою жизнь. Кстати, ни капли не жалею о сделанном выборе, будь у меня возможность вернуться в то время, то поступил бы так же.


Владимир Иванов и Иван Созонов. "Герой" интервью выполняет невероятный удар (Александр Багдатьев)

- А частенько приходила в голову мысль о том, что всё хочется бросить и заняться чем-то другим?

- Я думаю, у каждого человека в жизни была подобная ситуация. Не имеет значения спортсмен он или занят в иной сфере. Всё валится из рук, всё вокруг раздражает - люди, обстановка. В моём случае - ракетка, воланы и т.д. Конечно, непроизвольно закрадываются мысли: "Да зачем мне всё это нужно?! Столько бегал, пахал, тренировался, а результата – ноль". Начинаются конфликты с игроками и тренерами. Если провести параллели, то в каждом виде деятельности люди сталкиваются с подобными проблемами.

Со временем я понял проблему и научился извлекать выгоду из таких стрессовых периодов. Дело в том, что когда у человека эйфория и есть огромное желание, то он ни о чём не задумывается и всё получается само собой. Ракетка бьёт, ноги бегут, не задыхаешься и не устаёшь. В таком случае хорошо выступаешь или тренируешься без каких-либо дополнительных титанических усилий. Но когда присутствует раздражение, стресс, то в голове начинаются мыслительные процессы, ты проводишь постоянный анализ своих ошибок. В итоге концентрация на каждом ударе возрастает, начинаешь следить буквально за каждым своим движением. Именно в такие моменты мастерство начинает расти и проверяется характер.


Иван Созонов (Александр Багдатьев)

В последнее время у меня редко возникают подобные ситуации. Когда чувствую, что начинаю закипать, то знаю: нужно выдохнуть, взять паузу, собраться с мыслями и на спокойной волне дальше оттачивать мастерство.

- В своих мечтах, планах вы представляли себя на пьедестале почёта Олимпийских игр или иного крупного спортивного турнира?

- Скорее, я представлял не сам пьедестал, а последнее выигранное очко в каком-нибудь престижном соревновании: чемпионате мира или Олимпийских играх.

Разумеется, это сумасшедший розыгрыш. Отбиваемся, как можем, падения, по ту сторону сетки игроки "тащат" невероятные воланы, мы ведём, но соперники догоняют нас. Остаётся одно решающее очко. Я стою на приёме, понимаю, что нужно рисковать, придумывать что-то экстраординарное. Далее всё происходит очень быстро: волан наверху, несколько смешей и волан прилетает мне на добивание, я его со всей силы вколачиваю в пол и... вот тут у меня несколько вариантов (смеётся). Я выигрываю очко и бегу с поднятыми руками в направлении трибуны, снимаю футболку, пробегаю метров 25 по всему залу с поднятыми руками, а затем выкидываю майку на трибуны. Всё это, естественно, сопровождается дикими криками. Ну и само нахождение на пьедестале – это, конечно, очень волнующий момент. Это в подробностях, которые рисует воображение сейчас, но вряд ли получится именно так, как запланировал, в такие моменты всё происходит непроизвольно, голова не работает совершенно.


Владимир Иванов и Иван Созонов (Александр Багдатьев)

- Что вы почувствовали, когда узнали, что отобрались на Олимпиаду? 

- В бадминтоне имеет место сугубо математический расчёт, поэтому практически никаких чудес не бывает. "Попадание" на Игры зависит только от международного рейтинга. Кроме того, есть определённый регламент, квоты, правила. Поэтому мы заранее понимаем, какое место необходимо занять, чтобы попасть на Олимпиаду. Тем самым ты можешь обеспечить себе путёвку на Олимпиаду уже через полгода после начала отбора. Мы боролись с несколькими парами за право поехать в Лондон: постоянно просчитывали всевозможные варианты и исходы матчей.

Необходимое количество очков мы себе обеспечили в феврале, но, вместе с этим, на собственном опыте убедились, насколько непредсказуем спорт по своей природе, как одно соревнование может всё разом изменить. С февраля мы с тремя парами шли ноздря в ноздрю. Одно хорошее выступление выводило вперёд одну из команд, также наше положение зависело от расстановки в первой восьмёрке мирового рейтинга.

Наступили последние отборочные соревнования – это была Суперсерия в Индии. Во второй день турнира мы с моим партнёром по дуэту Володей Ивановым отслеживали в Интернете результат матча Малайзия - Япония. В случае победы малазийской пары мы попадали на ОИ при любых раскладах, в обратном случае – в этот же день нам предстояло обыграть 10-ю пару мира – индонезийцев. Малайзия выиграла, мы тоже оказались сильнее индонезийского дуэта. На сегодняшний день то выступление было самым удачным в нашей совместной карьере. Наконец мы смогли выдохнуть с облегчением, так как эта гонка завершилась, пускай и на время.


Владимир Иванов и Иван Созонов (Александр Багдатьев)

Если честно, то я не верил, что мы не поедем на Олимпийские игры. Внутри было такое чувство, что неважно, как всё произойдёт, но в Лондоне мы сыграем. В последний момент всё могло сложиться совсем иначе, но не сложилось.

Источник
: http://sport.megafon.ru/london2012/blogs/sozonov_v_badmintone_nikakih_chudes_ne_byvaet

Созонов: в Рио мы обязаны принести медали для России

Кристина Колесникова, "МегаФон Спорт", 19 июля 14:15

О нелепой травме от флакона с духами, разнице в игре в одиночном и парном разрядах, забавных случаях в карьере, театре, блюзе, нардах, бане, долгожданном отдыхе и, конечно, об Олимпиаде – во 2-й части интервью Ивана Созонова.

(Фото из личного архива Ивана Созонова)

 

- Иван, что для вас значат Олимпийские игры - дополнительная нагрузка или реализация мечты?

- Олимпийские игры для каждого спортсмена, и для меня в том числе, являются самыми главными соревнованиями всей жизни. Наверное, только для футболистов эти состязания не представляют такой ценности, потому что у них раз в два года проходят два других значимых турнира: чемпионат Европы и мира. Медаль на Олимпиаде – это вершина карьеры. Это цель, ради которой ты каждый день приходишь в зал и работаешь над собой.

Для нас сам факт попадания на Игры – уже серьёзный успех. Не хочу загадывать, что будет происходить в Лондоне, потому что пик волнения будет именно в тот момент, когда я выйду на корт. Одно могу сказать точно: это будут самые необыкновенные соревнования в моей жизни! Сейчас мы тренируемся, надеемся. Обещаю, что мы будем работать на максимуме своих возможностей.


- Вам где комфортнее играть: в парном или одиночном разряде?

- В профессиональном бадминтоне на самом высоком уровне невозможно совмещать парный и одиночный разряд. Если хочешь добиваться самых высоких результатов, то должен сделать выбор. Можно совмещать микст с парой, но одиночка и пара – это два разных вида спорта. Техника ударов, перемещение по площадке, тактика – всё совершенно разное.
«Мой напарник – Владимир Иванов - отобрался на Олимпиаду сразу в двух разрядах: одиночном и парном. Но это случай-исключение, подтверждающий правило. Всё-таки такое случается крайне редко.»

В парном разряде у нас очень хорошие перспективы, да и сейчас сформировался определённый и достаточно высокий уровень. В будущем, вероятно, начну играть микст.


- Спорт - это в первую очередь конкуренция, и порой очень жёсткая. У хоккеистов крадут коньки и клюшки, балеринам засыпают битое стекло в туфли. Случалось ли сталкиваться с такими проявлениями конкурентной борьбы?

- Мне пока не приходилось с таким сталкиваться. Не слышал и не видел ничего подобного, к счастью. На мой взгляд, к бадминтону эти уловки не относятся. У нас просто нет возможности что-то подобное провернуть. Сумка всегда практически находится около спортсмена, кроссовки на нём, ракеток много. Надеюсь, и не придётся столкнуться с такой конкуренцией в будущем. Кстати, истории, о которых вы говорите, даже не укладываются в моей голове. Так поступают только странные, бессердечные и глупые люди, ведь подобными методами ничего хорошего точно не добьёшься.

(Фото из личного архива Ивана Созонова)

- Расскажите, пожалуйста, о самых интересных, забавных случаях, которые происходили с вами в спорте.

- Об этом можно рассказывать очень долго. Первая история не очень смешная, но всё-таки она стоит того, чтобы её рассказать. В минувшем октябре у нас был выезд в ряд стран: Голландия, Дания, Франция, где проходили три очень важных турнира.

Первым нашим пунктом был голландский город. Всё было как обычно: приехали, заселились в отель. Вечером мне надо было сделать укол, побаливала спина. Прихожу к тренеру, он говорит, что нужна дезинфекция, и отправляет меня в номер за духами.

«Прихожу, а точнее забегаю в ванную, хватаю духи, они выпадают из рук, разбиваются и один из треугольных осколков врезается мне в ногу на 20 см выше пятки. Попал бы сантиметров на пять пониже - и прощай ахиллово сухожилие. В итоге кровь фонтаном, ходить практически не мог, не рана, а самая настоящая дыра в ноге.»

Первый раз в жизни меня зашивали, да ещё и после такого нелепого случая. Думал, играть смогу, но еле встал на следующий день, поэтому о выходе на корт пришлось забыть, а ведь это был самый первый день сразу трёх соревнований. Вот тогда я и похоронил вероятность отбора на Олимпиаду в одиночном разряде. Посев хороший был, набрал бы много очков, а с этой нелепостью все шансы пропали.

В матчах тоже случаются забавные эпизоды. В феврале мы с Володей играли в Германии с китайской парой, которая занимает пятое место в мировом рейтинге. Скажу сразу: это была пока лучшая игра в моей жизни. Тем более что мы выиграли. Итак, после матча мы всегда жмём руки соперникам и судьям. После той встречи мы заработали победное очко, начали прыгать, кричать, зрителям махать. Настал момент традиционных рукопожатий. Пожал я руку одному китайцу, судьям, затем снова поприветствовал трибуны. Тут вспоминаю, что второму игроку руку не пожал, подхожу к нему, жму руку, он на меня смотрит с совершенным непониманием. Оказалось, к одному и тому же человеку два раза подбежал, настолько рад был, что перепутал их (смеётся).

(Фото из личного архива Ивана Созонова)

Подобных случаев в практике много, но, пожалуй, расскажу ещё один случай и достаточно. Однажды как-то умудрился получить сотрясение мозга на тренировке. На разминке делали упражнение на внимание, мы с партнёром побежали друг на друга и стукнулись лбами. У него – ни царапины, у меня – сотрясение. Это были сборы перед молодёжным чемпионатом мира в 2006 году. На эти соревнования я тоже не поехал.

 

- Как планируете отдыхать и настраиваться перед матчами в Лондоне?

- Ничего сверхъестественного, всё будет происходить как обычно. Большую часть времени будем находиться в отеле, во время игр мы обычно много не гуляем. Я в основном читаю, фильмы смотрю. Всё как обычно, никаких премудростей. Что касается настроя, то даже не знаю пока. Все мысли прочь, размялись, потянулись, постучали и вперёд.


- Представьте, что Игры завершились… удачно, безусловно. Каким будет первый поступок после возвращения домой?

- Прилечу в Москву и сразу отдыхать с другом отправимся.

«Месяц отпуска, и никакого бадминтона и режима. Буду гулять, ходить в театры, в баню с моим хорошим другом, играть в нарды и слушать блюз.»

Может быть, получится слетать домой к родителям.


- Какие цели и задачи ставят перед вами тренерский состав и руководители федерации на Олимпийские игры?

- Наши тренеры с оптимизмом смотрят на предстоящие Олимпийские игры. Для нас эти соревнования в первую очередь колоссальный опыт. Медаль любого достоинства на предстоящем турнире будет сумасшедшим успехом для бадминтона России. При этом если и не получится её заработать, то ругать нас никто не станет. Так что в психологическом плане нам будет намного легче, чем тем спортсменам, от которых ждут высоких результатов. Наша цель – это следующая Олимпиада в Рио, вот где мы уже обязаны принести медали для России.

Информационное сообщение!
Подтверждение
Вы уверены?
Нет Да
Закрыть
Top