04 марта 2013г.

Круглый стол «Роль физкультуры и спорта в школе»

В Совете Федерации состоялось заседание круглого стола на тему «Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья школьников».

Круглый стол «Роль физкультуры и спорта в школе» (видео)

"Россия 2", "Вести-спорт", 02.03.2013
http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Events/spbvideo_NI364854_Krugliy-stol-Roli-fizkulituri-i-sporta-v-shkole   

Уроки физкультуры должны быть интересны детям – Светлана Журова.

Школьная физкультура, особенно игровые виды спорта на уроках, должна использоваться для профилактики различных детских заболеваний, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Светлана Журова.

Сенатор выступила на заседании прошедшего в Совете Федерации  «круглого стола» на тему «Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья школьников».

«Физкультура – это лучший способ профилактики заболеваний у детей и надо активнее его использовать. Необходимо сделать так, чтобы дети  стремились не получить освобождение от занятий физкультурой, а, наоборот, хотели посещать эти уроки», - сказала Светлана Журова.

Как отметила Светлана Журова, зачастую дети не хотят ходить на уроки физкультуры, потому что им они не интересны. В связи с этим сенатор считает, что надо менять формат уроков физкультуры, повышать статус учителя физкультуры, обеспечивать им возможности повышения квалификации. «Многое зависит от условий, в которых проходят уроки, от оснащения спортивных залов».

Светлана Журова обратила внимание на позитивные примеры организации наблюдения за здоровьем учащихся. Директора школ, где проходит тестирование по методике «Навигатор здоровья» более трех лет, отмечают улучшение состояния здоровья школьников. Сенатор высказалась за распространение этой практики.

Со своей стороны председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский заметил, что ухудшение здоровья школьников стало на сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов школьного образования.

По его словам, важными факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность, неэффективное физическое воспитание детей, отсутствие благоприятных условий для занятий спортом.

«В связи с этим, одной из основных задач государственной политики становится сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование здорового образа жизни. Для этого необходима целостная система здоровьесбережения в школах, которая бы включала в себя развитие физкультуры и детско-юношеского спорта».

В ходе обсуждения речь зашла, в частности о заболеваниях глаз у детей. Отмечалось, что процент глазных недугов очень высок и среди выпускников российских школ порядка пятидесяти процентов из них страдают близорукостью.

В связи с этим, председатель Национальной федерации бадминтона России Сергей Шахрай, в частности, высказал мнение, что эта динамичная игра может использоваться для профилактики возникновения проблем со зрением у детей, а также для его восстановления при уже имеющихся заболеваниях. По его словам, при игре в бадминтон, постоянное моментальное переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно усиливает способность глаза менять фокусное расстояние, что способствует лечению близорукости (миопии).

«Введение бадминтона в программу школьной физкультуры особенно актуально сегодня. Распространение миопии среди молодежи принимает масштабы национального бедствия», - заключил глава Национальной федерации бадминтона России.  Кроме того, добавил Сергей Шахрай, эта игра способствует профилактике гиподинамии и ожирения у детей и подростков.

Участники «круглого стола» поддержали предложение Сергея Шахрая. Как отметил директор ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гемгольца Владимир Нероев, такая игра как бадминтон действительно является эффективным способом как профилактики, так и лечения глазных заболеваний. «Проблема в том, что достичь желаемого лечебного эффекта можно, но играть надо часто. И польза от игр на уроках раз в неделю будет минимальна. Есть смысл подумать над тем, чтобы проводить уроки физкультуры чаще, чем один-два раза в неделю».

По итогам «круглого стола» его участники утвердили рекомендации к федеральным и региональным органам власти, общественным организациям. В документе предлагается разработать комплекс мер, направленных на развитие преподавания физической культуры в школе и ее полноценного использования для профилактики детских заболеваний и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Ссылка по теме: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2013/03/item21586.html

Мониторинг здоровья школьников предлагают вывести на уровень госпрограммы

Для решения вопросов здоровья и физического воспитания школьников необходимо создать межведомственную рабочую группу федерального уровня. Такое предложение было сделано в Совете Федерации на круглом столе на тему «Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья школьников».

Представители науки отмечали, что сегодня за период обучения в общеобразовательной школе количество абсолютно здоровых школьников снизилось до 0,7 процентов учащихся. При этом на 40 процентов выросла распространённость хронических заболеваний. При этом на фоне общей акселерации школьников их функциональные способности снизились на 25 процентов.

Заместитель Комитета СФ по социальной политике Светлана Журова отметила, что нужно сегодня не уговаривать родителей следить за физическим воспитанием своих детей, а давать им конкретные рекомендации. «Во многом причиной проблем с физическим воспитанием своих детей являются не интересные уроки физкультуры. В этом отношении активность должны проявлять спортивные федерации — без их методик и усилий, школам не справиться с данной задачей», - считает она. Сенатор привела пример Федерации аэробики и фитнеса России, с помощью которой в десятках школ был внедрён «урок физкультуры XXI века».

Одной из эффективных методик профилактики здоровья школьников являются занятия бадминтоном. Президент федерации бадминтона России Сергей Шахрай заметил, что 35 процентов школьников России имеют патологию, связанную с близорукостью. «Серьёзные научные исследования, проведённые Московским научно-исследовательским институтом глазных болезней им. Гельмгольца, доказали — происходит значительное улучшение здоровья детей, занимающихся бадминтоном регулярно. Зафиксирован уникальный случай -  у девушки зрение с «-6» пришло в 100-процентную норму. Поэтому мы считаем целесообразным ввести занятия бадминтоном школьную программу».

Вместе с тем, все участники отметили, что есть проблема вовлечения большого количества детей в спортивные соревнования — на них, как правило, отбираются только лучшие спортсмены, что не даёт возможности развиваться остальным. Была подчёркнута необходимость проведения на государственном уровне мониторинга здоровья школьников, «привязанного» к их двигательной активности; встраивания реабилитационных программ в общие уроки физкультуры, что удачно практикуется в Пензенской области. Отдельно поднимался вопрос оплаты преподавателям физкультуры за дополнительные занятия и дефицита материальной базы - представитель Минобразования предложил решать это в рамках открытия филиалов общеобразовательных учреждений в районных спортшколах.

На круглом столе отмечалось, что одной из ключевых проблем является низкая степень осознания приоритета физкультуры на уровне большинства региональных и муниципальных чиновников. В этой связи Минспорта и Минобразования разрабатывают новые критерии оценки деятельности органов власти, учитывающие показатели здоровья и физического воспитания детей.

Отмечалось, что отсутствует вертикальная система учреждений, которые контролировали бы развитие детско-юношеских видов спорта. По мнению представителей Минобразования, они  должны действовать в каждом муниципалитете и субъекте.

Участники круглого стола согласились с тем, что для эффективного решения проблем школьного физического воспитания и профилактики детских заболеваний нельзя действовать в одиночку - необходимо создавать межведомственную рабочую группу, которая должна разработать план действий, учитывающий «манёвр» каждого участника процесса — от министра и губернатора до директора школы и учителя физкультуры.

Никита Вятчанин // «Парламентская газета» 01.03.2013,
http://www.pnp.ru/news/detail/13270 

Информационное сообщение!
Подтверждение
Вы уверены?
Нет Да
Закрыть
Top