Исполком ОКР (Олимпийский комитет России) провел заседание, посвященное подготовке российских спортсменов к Олимпиаде в Рио. Не была обойдена вниманием и ситуация с возможным отстранением наших спортсменов от Игр после публикации доклада независимой комиссии WADA. О шансах России отстоять свои позиции в эксклюзивном интервью корреспонденту «Известий» Алексею Фомину рассказал член исполкома и глава юридического комитета ОКР, президент Федерации бадминтона России, экс-вице-премьер РФ Сергей Шахрай.
— Вопроса о докладе Макларена не было в повестке заседания исполкома. Но его обсуждение шло?
— Повестка формировалась еще до публикации доклада. Поэтому сегодня мы не посвящали ему слишком много времени. Хотя, конечно, совсем уйти от обсуждения этого вопроса было нельзя. Еще в понедельник, после публикации доклада, президент ОКР Александр Жуков достаточно исчерпывающе изложил позицию комитета. Все члены исполкома целиком и полностью разделяют его позицию. И сегодня мы были сосредоточены на обсуждении последних мероприятий по подготовке спортсменов к играм в Рио. Она не прерывается ни на секунду. Всё равно раньше четверга, когда Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне объявит решение по нашим легкоатлетам, ясность не наступит. Но это не значит, что нужно прерывать подготовку.
— Можете дать прогноз — какое решение в четверг озвучит CAS?
— С юридической точки зрения позиции России в этом деле очень сильны. Я знаком с несколькими юристами и арбитрами CAS и примерно представляю практику их решений. У ОКР достаточно сильный правовой департамент, который представляет наших ребят. То же самое могу сказать и про группу британских юристов, нанятых ОКР. Они имеют в своем активе множество выигранных дел подобного рода.
— Решение CAS будет ключевым сигналом для МОКа в вопросе допуска России к Рио?
— Я не знаю, как будет действовать МОК в случае отрицательного для России решения. Возможно, Международный олимпийский комитет всё равно оставит нашу сборную на Олимпиаде, за исключением легкоатлетов. Но в случае успешного для нас разрешения ситуации в суде Лозанны можно будет однозначно говорить, что мы едем на Олимпиаду.
— Какие основные козыри России в CAS?
— Если решение будет не в пользу наших легкоатлетов, это будет означать их дискриминацию по национальному признаку. В некоторых аспектах WADA откровенно игнорирует международное право. Возмущает, что ряд других западных организаций поддерживают их доводы, еще до публикации доклада пишут заявления на имя Томаса Баха и до окончания работы комиссии призывают отстранить Россию. В этом смысле удивляет, что люди учат нашу страну демократии, одновременно собственноручно нарушая многие правовые аспекты.
— Вы можете как юрист оценить содержание доклада комиссии Макларена?
— Я не буду оценивать сам доклад, потому что не читал его полностью. Но пресс-конференцию Макларена я слушал внимательно от начала и до конца. Абсурдность содержания многого из сказанного для меня очевидна. Обвинения в адрес Министерства спорта РФ построены на показаниях одного лица с крайне сомнительной репутацией. При этом не приведено ни единого документа, подтверждающего вину Виталия Мутко и Юрия Нагорных. Вообще удивляет, что WADA не произвела хотя бы минимальные формальные процедуры, чтобы документ за подписью Макларена и членов его комиссии имел хотя бы какую-то юридическую силу с точки зрения международного права. В частности, не была опрошена обвиняемая сторона. Макларен не захотел ехать в Россию, а его комиссия не стала даже по телефону, скайпу или электронной почте опрашивать всех фигурантов, упомянутых в докладе. Я не увидел экспертизы, подтверждающей, что по царапинам на пробирке можно сделать вывод о возможности их вскрытия при транспортировке или в стенах Московской лаборатории. Хотя как глава Федерации бадминтона России я не раз общался с представителями фирмы, производящей пробирки для допинг-проб. И они категоричны: посторонним вскрыть их невозможно. Макларен делает резкие заявления, но ни документов, ни официальных свидетельских показаний предъявлено так и не было.
— Как оцениваете шансы нашей сборной избежать отстранения от Олимпиады?
— Для меня ключевым показателем является то, что комиссия Макларена не предъявляет никаких обвинений в адрес ОКР. Олимпиаду проводит МОК, который юридически связан с ОКР, а не с Минспорта. Юридическая форма отстранения всей делегации от Игр — это исключение ОКР из МОКа. Но даже WADA не имеет претензий к комитету. Макларен лично сказал, что роль ОКР в допинговых скандалах проверяли очень тщательно, но не обнаружили никаких фактов их соучастия в этом процессе. Поэтому формально исключать ОКР не за что. И это дает повод думать, что МОК допустит нас до Рио.
— Макларен озвучил одну претензию к ОКР — членство в исполкоме временно отстраненного от должности замминистра спорта РФ Юрия Нагорных. С этим связано его отсутствие на сегодняшнем заседании?
— Юрий Дмитриевич еще в понедельник, сразу после публикации доклада, написал заявление на имя Жукова с просьбой на время расследования отстранить его от работы исполкома ОКР. Поэтому сейчас членство Нагорных в ОКР временно приостановлено. Он проявил мужество и сразу же сделал всё, чтобы оградить комитет от лишних проблем.
— Как сказываются нынешние проблемы на работе возглавляемой вами Федерации бадминтона России и подготовке бадминтонистов к Рио?
— Работа идет в штатном режиме, а с перспективами на Играх сложнее. Еще весной у нас был повод для всеобщего оптимизма. Наша пара стала чемпионами мира, что является беспрецедентным результатом для страны. Владимир Иванов и Иван Созонов выиграли золото неофициального ЧМ и автоматически получили статус фаворитов Олимпиады. Но на чемпионате Европы во Франции Созонов порвал ахилл. Очень неприятная и сложная травма. Иван сумел восстановиться, но трудно прогнозировать, в какой форме он подойдет к Рио. Да и Иванову тяжело было готовиться без своего партнера. Бадминтон в этом смысле сложный вид спорта — отсутствие совместных тренировок очень быстро сказывается на качестве командных действий. А индивидуальные занятия не заменяют их в полной мере. Поэтому ситуация еще сложнее, чем перед Олимпиадой-2012 в Лондоне. Но надежда есть. Зачастую русский человек добивается результата вопреки, на кураже, когда обстоятельства против него.
Источник: http://izvestia.ru/news/623177