Уважаемые делегаты и гости конференции!
1. Мы собрались сегодня на Внеочередную конференцию, потому что ситуация в российском бадминтоне сложилась действительно чрезвычайная.
Известная всем дискуссия об участии или неучастии спортсменов нашей Федерации в международных состязаниях – это только верхняя часть айсберга, причем не самая главная. Но поскольку на сегодняшний день именно этот вопрос является для спортсменов наиболее острым и болезненным, то я разу хочу разъяснить положение дел.
Как вы знаете, главная цель Федерации – победа наших спортсменов на Олимпиаде 2012 года. Мы считаем, что после десятилетий застоя, сборная России не просто должна, она просто обязана выиграть олимпийские игры. И для этого мы уже в 2008 году можем при удачном стечении обстоятельств получить бронзовые медали.
Олимпийский цикл уже начался, но сегодня нашей работе препятствуют бюрократические препоны на международном уровне (организованные из России). В детали и юридические тонкости я сейчас вдаваться не буду, скажу лишь о том, что Федерация активно работает над решением проблемы.
Что же касается конкретно участия наших спортсменов в международных соревнованиях, то временное решение такое:
До решения общего собрания Международной федерации бадминтона о представителе России в этой организации, наши спортсмены будут участвовать в международных соревнованиях по заявке Олимпийского комитета России.
Естественно, Олимпийский комитет будет заявлять только самых сильных спортсменов-бадминтонистов, отобранных по результатам турниров, проводимых официальной федерацией – НФБР!
2. Но, как я уже говорил, международные проблемы – это только верхушка айсберга. Ситуация с бадминтоном в целом является критической! Это даже не застой (причем не только в России, но и в Европе), это хуже застоя.
И если ничего радикально не менять, то бадминтон будет исключен из Программы Олимпийских игр 2016 года! Кстати, эта идея уже обсуждается в кулуарах Международного олимпийского комитета.
В чем я вижу причину такого положения дел?
Анализ показывает, что существует, образно говоря, «три кита» - три ключевых звена, от состояния которых зависит вся ситуация в целом.
Это - уровень развития самого бадминтона как спорта – и массового, и профессионального.
Это - уровень финансовой поддержки бадминтона
И, наконец, это - степень популярности бадминтона, степень его зрелищности.
Очевидно, что сегодня все эти позиции выглядят хуже некуда. Причем, поскольку все взаимосвязано, мы имеем в наличии замкнутый порочный круг:
- спорт не развивается, потому что нет хорошей финансовой поддержки;
- большие финансы в бадминтон не идут, потому что он не привлекает массового зрителя, не интересен телевидению и рекламодателям;
- а телевидение и массовый зритель бадминтон не уважает опять же потому, что как спорт он недостаточно развит - нет олимпийских побед; нет увлекательной спортивной интриги. И, если честно говорить, маловато звездных спортсменов или они не могут пока себя проявить.
Этот порочный круг сам себя поддерживает. Его невозможно разорвать, если тянуть только за одно из звеньев. То есть, надо каким-то образом одновременно решать весь комплекс задач.
Если говорить языком управленца, то налицо – системный кризис.
И если мы хотим из этого кризиса как-то выбираться, нужна нормальная, четкая антикризисная Программа.
И сегодня я представляю Вам такую программу.
Текст роздан всем делегатам, но коротко - смысл ее в следующем.
Мы должны в ближайшие два года создать все необходимые механизмы и инструменты, чтобы вытащить на нужный уровень позиции спорта, объем финансов и массовую базу бадминтона. А в последующие три года, то есть до конца 2011-го сделать так, чтобы наша положительная динамика превратилась в самоподдерживающийся процесс, - то есть, чтобы один успех тянул за собой другой, и так постоянно.
Какие основные элементы мы должны создать?
На мой взгляд, самая сложная задача – это профессионального ядра в российском бадминтоне.
Безусловно, в таком подходе есть свои плюсы и минусы. Но анализ деятельности наиболее успешных видов спорта показывает, что это – магистральный путь развития. Достаточно обратиться к опыту хотя бы наших коллег по «ракетному цеху» - теннисистов.
Что для этого надо сделать?
Очевидно, что надо создавать Профессиональную бадминтонную лигу.
Вопрос этот непростой. Но мы уже в текущем году можем провести необходимую экспертную работу, доложим результаты на следующей Конференции, и - примем соответствующие решения.
Во-вторых, придется решать вопрос о призовых фондах для соревнований.
Все это – очень сложные, комплексные вещи, которые затрагивают интересы многих людей и требуют совершенно иного уровня ответственности от игроков, от тренеров, от руководителей спортивных организаций.
Вторая задача, которую необходимо решать, это превращение бадминтона в самый массовый, народный вид спорта.
Я уже не раз говорил, и повторяю сейчас: в отличие от многих других видов спорта, массовый бадминтон способен развиваться в любых условиях. Конечно, было бы замечательно, если бы существовали специальные площадки, залы, центры для бадминтонистов-любителей. Но реально – в бадминтон можно играть и во дворе, и на пляже, и на любой свободной площадке. Тут нет ограничений ни по возрасту, ни по здоровью. Хотя, конечно, особый акцент надо делать на вовлечении в спорт детей и юношества.
Развитие массового бадминтона может и должно происходить в тесном сотрудничестве с органами государственной власти и местного самоуправления. Ведь мы здесь решаем общие задачи: это забота о здоровье нации, воспитание физической и нравственной культуры граждан, пропаганда здорового образа жизни. То есть НФБР и спортивные организации в целом являются естественными партнерами для нашего государства. И мы готовы приложить все свои усилия для достижения общего результата.
Что конкретно мы должны сделать за пять лет в сфере развития массового бадминтона, написано в проекте Программы. В частности, считаю необходимым проработать вопрос о возможности предоставления так называемых «стартовых грантов» для наиболее перспективных проектов по развитию детского и юношеского любительского бадминтона. Будет систематически проводиться специальный конкурс проектов, все будет сделано открыто и гласно. А победители получат реальную поддержку – и финансовую, и материальную.
Кроме того, как вы знаете, НФБР активно участвует в реализации московской городской программы «Выходи во двор – поиграем!» Это название говорит само за себя. Мы считаем, что такой опыт нужно распространять на другие регионы. И мы будем это делать!
Как я уже упоминал, в бадминтоне пока мало спортивных звезд. И дело не в том, что нет талантливых ребят. Дело в том, что до сих пор их поддержка происходила бессистемно, а то и вообще отсутствовала. Отсюда – очень важно создать четкую систему поддержки наиболее перспективных спортсменов-бадминтонистов. И это наша третья задача.
Что для этого нужно сделать, и что уже делается?
Мы создаем единую систему учета и поддержки спортивной карьеры наиболее перспективных и талантливых игроков. Ближайшие и самые очевидные шаги – это персональные гранты, направление на стажировку за границу, спонсирование участия в наиболее престижных соревнованиях и так далее.
Уже в этом году мы планируем отправить на учебу две группы по 4 человека каждая. Договоренность есть с Китаем и Индонезией. Конкурс скоро будет объявлен. Порядок представления заявок и условия отбора претендентов можно будет узнать на сайте и в Президиуме.
Далее. Специальная система поощрений должна быть установлена также для наиболее результативных тренеров. Как это сделать – мы специально продумаем вместе с Фондом.
Еще один важный момент: мы приступили к созданию Центров развития бадминтона, которые станут спортивными академиями и местом культурного отдыха для всех возрастов.
Переговоры уже начаты по Москве. Организационно-финансовая сторона дела прорабатывается. При правильном подходе, к концу 2011-го года подобные центры будут работать в каждом из семи Федеральных округов.
Прежде, чем переходить к вопросу о повышении зрелищности бадминтона, остановлюсь на проблеме финансовой поддержки.
Что конкретно делается сегодня в этом направлении, мы услышим чуть позже из доклада вице-президента Национального фонда развития бадминтона.
А пока скажу следующее. Принцип один: «быть богатыми – не стыдно». Сейчас мы считаем копейки. А ведь для того, чтобы сконцентрироваться на победе, ни спортсмен, ни тренер не должны думать о тренировках, а не о том, где добыть средства на существование.
Вот вчера здесь, в Олимпийском комитете наша олимпийская сборная получала награды Родины – отличные дорогие автомобили. И это было красиво! Я думаю, что было приятно всем – не только спортсменам, но и всем зрителям, всей стране.
Лично я хочу, чтобы после следующей Олимпиады, в этом ряду стояли и наши спортсмены-бадминтонисты!
Создание прочной финансовой поддержки – очень сложная задача.
Фонд только начал свою деятельность. Ему еще очень и очень далеко, например, до Фонда Международной федерации бадминтона, который ежегодно тратит более 2 миллионов долларов на разного рода программы развития.
Однако нашему Фонду удалось собрать команду отличных профессионалов. У них много идей и конкретных планов по привлечению средств. Если все задуманное будет реализовано, то всех нас ждут большие перемены к лучшему.
Но очевидно, что и сам бадминтон тоже должен приложить усилия, пройти свою часть пути, чтобы стать инвестиционно привлекательным и надежным «вложением». Поэтому первое, на что мы решили обратить внимание – это усиление прозрачности и эффективности финансового менеджмента Федерации и Национального фонда развития бадминтона.
Что касается повышения зрелищности бадминтона, то первые шаги уже сделаны.
Как вы знаете, в начале этого года впервые за долгое время прошла трансляция наших соревнований по всероссийскому телевидению. По самым общим подсчетам, эти программы посмотрели более полутора миллиона зрителей. Это хороший результат.
А вчера состоялось еще одно очень важное событие. Федерация подписала соглашение о сотрудничестве с некоммерческим партнерством -Росмедиаком, иначе говоря с общероссийским каналом «Спорт». И теперь наши соревнования и мероприятия будут систематически освещаться на телевидении. И не только в России. Но также в Европе, Северной Америке и Австралии. Разумеется, если мы с вами сделаем эти мероприятиями достойными и интересными для всей страны.
В Программе есть и другие предложения.
Единственное, что я хотел бы сейчас обсудить – это создание собственного печатного органа. Как говорится, газета была, есть и будет коллективным организатором, пропагандистом и агитатором. Если конференция одобрит такое решение, то Президиум в ближайшее время учредит печатный орган Федерации, и мы получим еще один информационный носитель для пропаганды и развития идей бадминтона.
Проект этого решения роздан всем делегатам.
Последний раздел Программы – это совершенствование самой Федерации, как по структуре, так и по содержанию деятельности.
Выступления участников и гостей конференции
В своем выступлении Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев отметил, что согласно Олимпийской хартии все страны и правительства должны помогать своим национальным олимпийским комитетам и своим национальным спортивным федерациям.
До Олимпиады в Пекине осталось всего два года. Перед Олимпийским комитетом и перед федерациями стоят большие задачи – подготовить спортсменов, которые будут достойно представлять нашу страну. Поэтому чрезвычайно важно создать все необходимые условия для работы Национальной федерации бадминтона России – Федерации, которая признана государством и принята Олимпийским комитетом.
На заседании в Корее мы с Президентом МОК Жаком Роге обсудили вопрос, как разрешить проблему с участием спортсменов от НФБР в международных состязаниях. Было принято решение, что до момента принятия НФБР в члены МФБ все заявки на участие российских бадминтонистов будет подписывать Олимпийский комитет России и его Президент Тягачев. Поэтому здесь никаких осложнений для наших тренеров и спортсменов не будет.
Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации – Министр Российской Федерации, Президент Всероссийской Федерации плавания Сергей Нарышкин приветствовал делегатов и гостей конференции от лица Правительства Российской Федерации. Он отметил, что широкое представительство регионов России на конференции показывает, что интерес к такому виду спорта, как бадминтон, в стране очень высок.
С.Нарышкин подчеркнул, что считает необходимым консолидацию усилий всех частей общества (власти, бизнеса, институтов гражданского общества и обычных граждан) для развития как массового спорта, так и спорта высших достижений. Он проинформировал участников конференции, что Правительство Российской Федерации приняло федеральную целевую программу «Развитие физкультуры и спорта в России на ближайшие 10 лет», в которое предусматривается около 108 млрд. рублей (более 650 млн. долларов) для развития физкультуры и спорта. И часть этих ресурсов будет направлена на развитие и поддержку российского бадминтона.
С.Нарышкин отметил, что он также является молодым президентом спортивной Федерации – Всероссийской Федерации плавания. Он считает положительным явлением приход людей с большим административным опытом в спортивные федерации, поскольку это демонстрирует желание исполнительной власти поддерживать общественное движение, общественные спортивные федерации в сложное для них время становления и развития.
В заключение С.Нарышкин выразил поддержку Президенту НФБР Сергею Шахраю и его усилиям по развитию бадминтона в России и сказал следующее: «Бадминтон – это, действительно, массовый вид спорта, это здоровье нации, поэтому вместе будем развивать, поддерживать бадминтон и как спорт массовый, и как спорт высших достижений. Я уверен, что нас ждут большие победы на самых разных, самых высоких уровнях».
Заместитель Начальника управления спорта Федерального агентства по физической культуре и спорту Арутюн Аветисян в своем выступлении подчеркнул, что Росспорт после подробного изучения ситуации сделал однозначный выбор в пользу НФБР, хотя и представлял все формальные проблемы, которые возникают на международном уровне, в связи со сменой национальной федерации, представляющей конкретный вид спорта.
Он отметил, что результаты работы прежней федерации оказались крайне неудовлетворительными: Как сказал А.Аветисян, «Хуже уже некуда – у нас нет ни одного олимпийского призера, не говоря уже о результатах выше, в мировом рейтинге Россия стоит в конце третьего десятка. Такой уровень развития бадминтона не устраивает нас как представителей государства и не может устраивать вас – спортсменов».
Далее он добавил, что «НФБР продемонстрировала свою способность изменить к лучшему ситуацию в российском бадминтоне. У этой федерации есть своя программа, она умеет эффективно решать текущие вопросы и видит перспективу, у нее есть конкретные результаты. Все это вызывает доверие, и мы свой выбор сделали».
Вице-президент Олимпийского комитета России Геннадий Алешин проинформировал собравшихся, что по согласно своим обязанностям он курирует федерации летних олимпийских видов спорта в России, включая бадминтон.
Он сказал, что состоявшееся 22 декабря 2005 года единодушное решение Олимпийского комитета России о принятии НФБР в состав «олимпийской семьи» не было случайным. Олимпийский комитет проголосовал за сильнейшую федерацию – ту, которая может реально принести своей стране победу в Олимпийских играх. Ставить под сомнение решение Олимпийского комитета – это не только неуважение, это еще и нарушение мировой практики.
Г.Алешин подчеркнул, что Олимпийский комитет России сегодня работает только с Национальной федерацией бадминтона России и намерен работать с нею впредь.
Олимпийский комитет России на сегодняшний день предоставляет каждой федерации, с которой он работает, офисные помещения в этом здании, Интернет, телефон, связь, оплачивает внутренние взносы и одновременно делегирует представителей федерации на международные симпозиумы и т.д.
В свою очередь государство в лице Росспорта активно поддерживает учебно-тренировочными сборами, базами, командированием за рубеж, семинарами и т.д., - то, что разрешается с точки зрения нашей бюджетной политики. Поэтому мы, активно работая с Госкомитетом, Росспортом, активно помогаем всем федерациям.
Г.Алешин считает, что прежняя федерация действовала закрыто, не допускала на свои совещания представителей Олимпийского комитета. И эта закрытость, недемократичность в итоге погубила бадминтон как вид спорта. Он подчеркнул, что нынешняя конференция является фактически первым за многие десятилетия всероссийским собранием представителей этого вида спорта, которое прошло открыто, легально, спокойно, в хорошей рабочей обстановке.
Обращаясь к присутствующим, вице-президент ОКР призвал смотреть в будущее и не обращать внимания на действия прежней федерации, которая не существует с 2005 г., но пытается помешать работе НФБР, используя разного рода интриги и юридические хитрости. «Вы должны двигаться вперед, - сказал он, - а разрешение юридических проблем оставьте нам. ОКР будет этим заниматься, потому что у нас такая обязанность – защищать и поддерживать легитимные, нормальные, признанные федерации».
В заключение Г.Алешин добавил: «тот факт, что Президент НФБР Сергей Шахрай поставил вопрос о доверии себе, еще раз говорит о его порядочности, его мужестве».